Найти Пигмалиона

Александр ФАЛАЛЕЕВ
15.11.2019 11:51
«Изящное искусство разрушения иллюзии», - так говорил о жанре комедии сам Бернард Шоу, признанный король интеллектуальной драмы

В Калужском областном драматическом театре показывают «Пигмалиона» в постановке Дмитрия Бурханкина. Премьера состоялась теплым осенним вечером, 8 ноября. Зал был полон. Ложи блистали. 

Начали за здравие!

Открывается занавес. И тут же, безо всяких прелюдий, начинается захватывающее действие! Английский развесёлый паб начала XX века. Посетители выпивают, танцуют и поют!
Любому мало-мальски уважающему себя образованному человеку герои пьесы Бернарда Шоу: «вест-эндский джентльмен-профессор фонетики», «полковник в отставке, увлеченный изучением индийских диалектов» и «ист-эндская девушка-цветочница, говорящая на простолюдинском жаргоне» - хорошо знакомы по опереттам и мюзиклам «Элиза Дулиттл» и «Моя прекрасная леди». Именно так назывались советский телеспектакль с Татьяной Шмыгой (1968 г.) и знаменитый голливудский фильм (1964 г.), получивший аж восемь премий «Оскар», созданный на основе одноименного мюзикла Фредерика Лоу с несравненной Одри Хепбёрн.

При чём тут «Пигмалион»?

Пигмалион — в греческой мифологии скульптор, создавший прекрасную статую из слоновой кости и влюбившийся в своё творение. Однако о Пигмалионе ни в пьесе, ни в спектакле – ни слова. Сюжет таков. Бездушный учёный холостяк Хиггинс поспорил со старым воякой, увлеченным индийскими диалектами Пикерингом, что за 6 месяцев превратит уличную невоспитанную торговку в леди высшего света. Безусловно, с Пигмалионом можно сравнить кого-то из героев. Только кого? Учёного Генри Хиггинса или полковника Пикеринга? Хиггинс относился к Элизе совсем не так, как Пигмалион к своей статуе. Личность девушки для Хиггинса просто не существует. А человеком, благодаря которому произошла ее метаморфоза, Элиза считает Пикеринга. То есть Пикеринг, наверное, и есть Пигмалион? Возможно...

5566.jpg

Верю!

Спектакль начинается совсем не так, как пьеса Бернарда Шоу, не под портиком церкви св. Павла, а в пабе! И все действие происходит в пабе. Герои как бы пересказывают известную историю его завсегдатаям и сами исполняют роли этой истории. В спектакле много танцев и песен, что превращает его практически в мюзикл. Фирменный стиль Калужской драмы – живые музыканты на сцене. Замечательное музыкальное оформление Григория Бирюлина и его оркестра! Завораживает игра актёров. Верю! Вполне уместен в роли Хиггинса Казанцев. Полковник Пикеринг у Денисова получился романтиком. И в то, что Элиза в финале говорит, что именно он научил ее быть герцогиней, верится! В постановке удивительно яркие актерские работы. Все второстепенные роли отлично рисуют общую картину и становятся ее украшением. Неподражаем Леонид Клёц в роли отца Элизы. Чертовски очаровательна экономка миссис Пирс - Ирина Якубенко. Восхищает задорная миссис Эйнфорд-Хилл – Тамара Глеклер. Элегантна в роли миссис Хиггинс Надежда Ефременко. Свой неповторимый колорит вносят и Елизавета Лапина в образе горничной, и супертрио – Зоя Останина, Екатерина Клейменова и Анна Сорокина. Прибавьте к обаянию персонажей роскошные костюмы художника Оксаны Богданович, великолепную хореографию Евгении Талецкой - и получается замечательный вроде бы спектакль. Второй акт, правда, несколько проигрывает первому по динамичности и зрелищности.

Не верю!

Однако главное все-таки не внешнее оформление, а содержание - история превращения гадкого утенка в прекрасного лебедя. Вот тут-то и загвоздка. Никакого процесса преображения я не увидел. Его просто не было. Шепелявила-шепелявила Элиза, и бац - вдруг неожиданно превратилась в светскую львицу. И это не претензии к актрисе. Дарья Кузнецова в роли Элизы органична. Ее Элиза Дулиттл - стопроцентное попадание в образ. В образе замарашки Кузнецова чувствует себя так же уверенно, как и в образе прекрасной леди. А вот работы по ее обучению, каких-то промежуточных этапов, нет. Отсутствует очень важная в пьесе, на мой взгляд, сцена в посольстве. В истории Шарикова из «Собачьего сердца» больше достоверности, чем в преображении Элизы. Получились два разных человека, между которыми нет ничего общего: вначале трусливая, коверкающая речь скандалистка, и тут же сразу сдержанная, умная леди. Не верю! Возможно, история прекрасного превращения для режиссёра абсолютно вторична, а главное — это чувства героев? Тогда понятен и нетрадиционный финал.

А закончили свадьбой

Элиза и Хиггинс женятся. Возможен ли такой вариант? В пьесе Шоу хеппи-энда нет. А в спектакле Бурханкина есть. Оттого попахивает всё это водевилем. Логично, что Алан Джей Лернер и Фредерик Лоу в угоду лёгкости жанра переделали и финал, и название пьесы. Бурханкин название оставил, а финал переделал. И это нелогично. Режиссер заострил внимание на любовном конфликте. А ведь у пьесы Бернарда Шоу есть послесловие. В нем он дает понять: Элиза не остается с профессором. В английском оригинале есть сакраментальная и весьма важная для характеристики Элизы фраза: «I’ll marry Freddy, I will, as soon as I’m able to support him» - «Я выйду за Фредди замуж, как только у меня будет достаточно денег, чтобы содержать его». То есть ее сильной натуре ближе не парадоксальный профессор, а «слабенький и бедный мальчик» Фредди, влюблённый в неё. Ему она нужна! Или всё-таки, Пигмалион – это Элиза Дулиттл? Неужели она смогла сделать из Хиггинса идеального мужчину?!

Эпилог

Но если не зацикливаться на поисках Пигмалиона, то в остальном все красиво. Все работает. Первый акт - спектакль-фейерверк! Постановка сделана профессионально, увлекает разными «красивостями». Зрители сочувствуют, смеются в нужных местах и в нужных местах аплодируют. Кому-то эта пьеса кажется комедией о социальном неравенстве, кому-то забавной антигламурной историей. Одним словом, если вам в преддверии новогодних праздников захочется интеллигентной сказки, лучшего подарка, чем билет на «Пигмалион», не найти.

  Фото Виктора Крапоткина.

Бернард Шоу - выдающийся ирландский драматург. Один из двух людей в мире (второй, ныне здравствующий - Боб Дилан), удостоенных двух высших наград в области литературы. Нобелевская премия (1929 г.) «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за точное объединение сатиры с исключительной поэтической красотой» и «Оскар» (1939 г.) за сценарий фильма «Пигмалион».



Поделиться публикацией
Найти Пигмалиона
Читайте также
Читать все новости
Яндекс.Метрика