От ремонта машин – к их созданию

Игорь ФАДЕЕВ
16.04.2021 11:12
прошёл путь Калужский завод «Ремпутьмаш».

Для жителей калужского микрорайона Малинники «Ремпутьмаш» был и остаётся самым крупным и основным работодателем, а для областного центра – надёжным налогоплательщиком и одним из градообразующих предприятий.

Ровесник области

Калужский путевой ремонтно-механический завод (а именно так он тогда назывался) образовался одновременно с областью в августе 1944 года. Шла война, пострадавшую железнодорожную технику необходимо было где-то восстанавливать. Так и было принято решение о создании в Калуге ПРМЗ. А первые рабочие и инженерные кадры были переведены с Князевского и Джусалимского ПРМЗ. Кроме того, часть специалистов пришла и с двух других калужских заводов, также входивших в Народный комиссариат путей сообщения - машзавода и «Трансмаша». Но по большей части первыми работниками Калужского ПРМЗ стали женщины и подростки, поскольку мужчины призывного возраста были на фронте.

Помимо ремонта железнодорожной техники в первое время Калужский ПРМЗ выпускал противоугоны и запчасти для паровозов, ремонтировал экскаваторы, участвующие в строительстве железных дорог, а в 50 - 70-е годы полностью переключился на ремонт железнодорожного подвижного состава. Причём заводским специалистам пришлось проходить переквалификацию по тепловозам и электровозам, которые массово заменяли паровозы.

Шаг в новую эру

Почти полвека ПРМЗ оставался ремонтным предприятием, не имевшим собственного конструкторского бюро. Перемены начались в 1987 году, когда завод возглавил Вячеслав Дубровин, который не раз вспоминал, что ему не просто было принять такое решение.

В 80-е годы на ПРМЗ требовались модернизация производства, переход к конструированию и выпуску собственной железнодорожной техники. Имеющуюся базу нужно было развивать. Переход от ремонтного завода к ведущему многопрофильному современному предприятию с собственным конструкторским бюро, научно-исследовательским отделом и сервисной службой был не сиюминутным. Всего этого Дубровин и его команда единомышленников добивались пошагово.

На модернизированном предприятии приступили к изготовлению высокопроизводительных путевых машин, вагонных замедлителей, гидравлического инструмента, агрегатов путевой и другой железнодорожной техники. Помимо самого изготовления предприятие гарантировало и сервисное обслуживание всей своей продукции.

Был продолжен и ремонт эксплуатационного парка путевых машин, но теперь он уже не являлся основным направлением деятельности успешно развивающегося завода, ставшего головным в группе «РПМ», в состав которой вошли шесть филиалов и пять дочерних предприятий. На базе Калужского завода «Ремпутьмаш» стали постоянно проводиться международные выставки «Путевые машины», которые привлекали в Калугу новых инвесторов и партнёров. Ведь в программе выставок «Путевые машины» была не только демонстрация техники. Машиностроителям и железнодорожникам предлагались различные совещания, заседания и дискуссии с участием начальников всех железных дорог страны и высшего руководства ОАО «РЖД».

В лидерах машиностроения

Полтора года назад АО «Калужский завод «Ремпутьмаш» отметил свой 75-летний юбилей. Многие работники и ветераны труда предприятия тогда были удостоены высоких ведомственных и региональных наград. А годом ранее это предприятие вошло в дивизион «Путевая техника» АО «Синара - Транспортные машины». Кроме того, АО «Калужский завод «Ремпутьмаш» - единоличный исполнительный орган (управляющая организация) группы компаний «РПМ», где выпускается вся линейка путевых машин, необходимых для строительства, капитального ремонта и текущего содержания железнодорожного полотна. Группа компаний «РПМ» вошла в первую тройку мировых лидеров путевого машиностроения.

Железнодорожная техника завода постоянно совершенствуется, повышается и качество ремонта эксплуатационного парка путевых машин. Товарный знак «Ремпутьмаша» стал известен далеко за пределами России и является гарантом качества. Путевые машины производства группы компаний «РПМ» поставляются для национальных железных дорог не только в страны Восточной Европы и Балтии, но и Азии и Ближнего Востока, Африки и Южной Америки. Являясь стратегическим партнёром АО «РЖД», предприятие в то же время продолжает осваивать и новые международные рынки, ведь международное признание – это стимул к дальнейшему развитию.

Николай Агеев, в 60 - 80-е годы сменный мастер ПРМЗ: 

- На ПРМЗ я пришёл переводом в 1964 году с завода «Трансмаш», где трудно было с жильём. А на новом месте обещали квартиру в течение трёх-пяти лет. Так оно и вышло, я с семьёй переехал на Малинники, где мы и получили квартиру. Работа на ПРМЗ была ответственная. Брак в нашем деле недопустим, ведь он мог явиться причиной аварии на железной дороге. Контроль качества был постоянный и жёсткий. Строго спрашивали за соблюдение сроков ремонта железнодорожной техники, а за их сокращение премировали. Поэтому хорошие работники и зарабатывали соответственно, а пьяницы и лодыри у нас не задерживались. Проработал я на ПРМЗ чуть больше 20 лет и не жалею об этом. 

715.jpg

remputmash.jpg

Фото из открытых источников.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика