Спрос на ЦОС

Антон БОГУН
22.01.2021 14:30
Министр образования области Александр Аникеев встретился в Малоярославце с «родительским сопротивлением».

Участие региона в глобальном эксперименте по внедрению в школах цифровой образовательной среды сильно взволновало часть родительского сообщества. Происходящее в образовании раскололо общество на два лагеря. Одни сочли это естественным эволюционным процессом, требованием времени, другие не нашли в этом проекте ничего хорошего.

Не путайте «цифру» с «дистантом»

Про цифровую образовательную систему говорят уже давно. Лет пять тому назад Дмитрий Медведев докладывал об этом начинании как одном из средств перехода к цифровой экономике. Сигнал был услышан на местах, и уже в 2018 году губернатор области, тогда это был Анатолий Артамонов, дал поручение своему кабинету подготовить почву для реализации очередной инициативы правительства.

С представителями одного из родительских сообществ, отрицательно относящихся к цифровизации образования, и встретился Александр Аникеев. Оппоненты были настроены решительно, если не сказать агрессивно.

- Хватит экспериментов над детьми! - главный лозунг, звучавший во время встречи в выступлениях родителей.

Правда, тут, справедливости ради, стоит вспомнить следующее: Песталоцци, Ушинский, Монтессори, Макаренко – авторы ставших уже классическими педагогических систем, создавая их, занимались не чем иным, как экспериментами над детьми. Причем по большей части над чужими. Сегодня их труды изучают в педагогических вузах. А ведь в начале пути они пытались воплотить в жизнь свои личные представления о воспитании и образовании. И эти эксперименты не гарантировали успеха.

Нынешний эксперимент пугает родителей, которые находят в «цифре» ущемление прав и вред здоровью детей. Однако давайте сначала о хорошем.

Цифровая образовательная среда своим появлением декларирует ряд преимуществ. Первое из них – финансовое. На реализацию проекта до 2024 года в бюджете страны предусмотрены без малого 80 миллиардов рублей. Они пойдут в том числе и на переоборудование школ, развитие инфраструктуры. Совершенно очевидно, что без качественного интернета сегодня ни о какой цифровой среде не может быть и речи. Это необходимо для того, чтобы обеспечить доступ учащихся и педагогов в любой точке страны к современным образовательным базам: лекциям ведущих специалистов, учебным фильмам и прочим материалам. Кроме того, это в значительной степени облегчит обучение лиц с ограниченными физическими возможностями. Дети-инвалиды смогут учиться на дому.

Возможно, из-за этого преимущества «цифру» часто отождествляют с дистанционным обучением. И родителей школьников настораживает неоднозначный опыт дистанционного обучения прошлого года.

Подводные камни

Оппоненты министра отчетливо понимают, что жизнь не стоит на месте и от новых технологий никуда не деться, но от этого вопросов не становится меньше. Да и сам Александр Аникеев высказывается по поводу эксперимента весьма осторожно:

- Процессы, которые происходят в современном образовании, очень непросты и неоднозначны, они не всегда в профессиональном образовательном сообществе воспринимаются так, как этого бы хотели авторы реформ.

Общественники же возмущены в первую очередь тем, что государство решает судьбу детей, не спрашивая родителей. И вроде бы участие в эксперименте носит добровольный характер, а с другой стороны, совершенно очевидно, что внедрение ЦОСа – это вопрос решенный, вопрос времени.

Родителей беспокоит и информационная безопасность, которую сегодня не может обеспечить даже самая защищенная система. И здесь явно мало обещаний министра и даже президента.

- Посмотрите, сколько мошенников! - сетует Владимир Нежельский, руководитель Всероссийского родительского сопротивления по Калужской области. - У нас даже банки дырявые как решето. Все наши данные продаются и покупаются. И что будет, когда данные наших детей станут достоянием мошенников?!

Члены родительских объединений опасаются, что единственным результатом эксперимента станет снижение умственных и творческих способностей. Бинарное мышление убьет в учащихся творческий потенциал и умение нестандартно мыслить. Есть и другие, более серьезные, прикладные поводы для беспокойства, заставляющие родителей протестовать против «цифры».

- Дети теряют зрение от длительной работы за компьютером, - считают активисты. - Кроме всего прочего, они теряют способность и навыки живого общения. А это уже не только образовательный минус. Это вред социальный…

А что в итоге?

Александр Аникеев постарался убедить взволнованных собеседников в том, что цифровая образовательная среда – это лишь дополнение к существующей форме обучения. Кроме того, область, по словам министра, еще не подала официальную заявку на участие в эксперименте.

- У нас состоялся серьезный, местами не очень приятный, разговор, - подытожил министр. - Я заметил, что многие родители обеспокоены происходящими процессами. В основном это беспокойство связано с недопониманием. Есть и конструктивная критика. Ее нам надо будет проанализировать. Но есть и очень большая армия тех, кто воспринимает новую инициативу позитивно. В любом случае мы должны прислушиваться к мнениям сторон. Мы продолжим этот диалог.

Однако собеседники министра из родительских комитетов дали понять, что в их среде спрос на ЦОС невелик и они не склонны разделять оптимизма в оценке итогов разговора.

- Вероятно, встреча министра образования с родителями была призвана убедить нас в пользе ЦОС, однако оправдались наши худшие опасения, - отметили в своем меморандуме представители общественной организации «Родительское движение. Калужская область». - Цифровая трансформация образования идет стремительными темпами, без ознакомления родителей с методами обучения, без гарантий безопасности и здоровья детей, без обоснования необходимости и эффективности внедрения ЦОС.

Сейчас сложно перечислить все «за» и «против» очередного образовательного эксперимента. И на этом ристалище будет сломано еще немало копий. А в итоге рано или поздно придется прийти к какому-то компромиссу. Однако в любом случае региональный министр не имеет полномочий своими распоряжениями отменять федеральные проекты.

Цифровизация образования и дистанционное обучение – это не одно и то же. Цифровизация образования – это электронное расписание, журналы и дневники, цифровая библиотека и так далее. ЦОС позволит снять с учителей часть бюрократической нагрузки. Но уроки в классах в привычном формате никто не отменял. 

Александр АНИКЕЕВ.

Фото автора.

Поделиться публикацией
Спрос на ЦОС
Читайте также
Читать все новости
Яндекс.Метрика