Исковерканный великий и могучий

Михаил БОНДАРЕВ
19.03.2021 09:35
О том, как в социальных сетях ломают русский язык.

В последнее время все чаще ловлю себя на мысли, что в нашей стране с угрожающей быстротой идет загрязнение живой речи и русского литературного языка. Причем это можно увидеть на всех уровнях. Послушаешь иной раз разговор подростков, посмотришь то, что пишут в социальных сетях, почитаешь прозу и стихи современных авторов и подумаешь: «А в России ли ты живёшь?» На ум приходит сравнение: на бескрайние, богатейшие поля русской словесности опустились несметные полчища саранчи в виде сленга, жаргонизмов, заимствований, слов-гибридов.

Влияние дистанционки

Но перейдем от лирики к реальности. Учителя уже давно бьют тревогу, что дети и подростки сегодня мало читают, предпочитают комиксы и компьютерные игры. Живой речи в жизни детей, к сожалению, становится все меньше, отсюда их неумение разговаривать. Это еще раз показало итоговое собеседование в 9-х классах, которое прошло в феврале. Как отмечают учителя и методисты, дети допускали ошибки в ударении слов, например, «мастеровых», «деятельностью», «сказов». Наиболее трудным стало задание «Пересказ текста с включением предложенной цитаты». Трудности здесь связаны и с тем, что на уроках мало внимания уделяется пересказу условия задачи, теоретической части. В задании при выборе для свободного монолога из трёх видов (описание, повествование, рассуждение) большинство детей выбирает описание фотографии, потому что это самое легкое. Количество учеников, выбравших рассуждение по какой-то проблеме, в этом году значительно уменьшилось. Учителя отмечают бедность речи детей в диалогах, однотипные конструкции предложений, множество речевых ошибок. Дистанционное обучение весной 2020 года, естественно, не способствовало улучшению ситуации. Если письменные задания на удаленке еще как-то проверялись, то устной речи школьников внимания уделялось очень мало.

Лайфхаки к флешмобу?

Но, безусловно, во всех этих проблемах виновато не только обучение на дистанционке. Сегодня очевидно, что общий уровень речевой культуры в обществе постоянно снижается. Современный язык превращается в грубый, «бытовой». Будем откровенны, с подачи телевидения, радио, печати и интернета в нашу речь активно входят заимствования, в которых зачастую совершенно нет необходимости (лайфхак - совет, паблик - группа). В заголовках в интернете пестрят слова «флешмоб», «кешбэк», десятки других иностранных слов, точное значение которых мало кто знает, особенно люди старшего возраста. Использование интерактивных средств общения с необходимостью быстро печатать слова привело к нормализации форм сокращения, основанных на выпадении гласных (спс - спасибо, пжс - пожалуйста). При общении в интернете люди перестали ставить точку, игнорируя её написание, часто точку стали заменять смайликом. И подобное перечислять можно долго.

Глумление над языком Пушкина

Отрадно, что такие актуальные темы не обходят стороной в калужских школах и к ним неравнодушны старшеклассники. Например, работа десятиклассницы средней школы № 22 Татьяны Дроздовой «Интернет-общение как фактор влияния на снижение уровня владения языком» (научный руководитель - учитель русского языка и литературы Валентина Скорбач) была высоко отмечена на XXXI областной научно-практической конференции «Молодость - науке» памяти А.Л. Чижевского.

В своем исследовании Татьяна Дроздова отмечает, что в социальных сетях не только подростки, но и люди взрослые зачастую пишут слова в соответствии с их звучанием, а не правилом правописания. Многократно встречаются такие уродства, как «канешна», «патаму», «красавчег», «инагда», «щас», «што», «хачу», «можна», «сонце», «харашо», «падумай», «ничоси». И такие примеры глумления над языком Пушкина, Толстого, Чехова, Тургенева можно приводить бесконечно!

Смеяться громко вслух?

К сожалению, увлечение англицизмами стало модой, которая, скорее всего, обусловлена убеждениями, созданными в молодёжной среде. Многие подростки считают, что уровень жизни в западных странах выше, чем в России, и пытаются всеми способами приобщиться к западной культуре и стилю жизни, употребляя в своей речи англицизмы. Один из самых популярных примеров - LОL - сокращение от английского выражения Laughing оut lоud - смеяться громко вслух. Такие словечки особенно популярны в социальных сетях, и та же манера общения, к сожалению, переносится и на живой диалог. Другие примеры: уик-энд (weekend) - выходные, мани (mоney) - деньги, слова-гибриды с добавлением русского суффикса и окончания: например, спикать (tо speak - говорить), бузить (busy - беспокойный, суетливый).

Под давлением сленга

По опросу, который провела Татьяна Дроздова, более 40 процентов старшеклассников проводят примерно половину своего свободного времени в интернете и социальных сетях. Сленг в той или иной степени в интернет-общении используют более 90 процентов старшеклассников. Более 10 процентов подростков вообще не используют правила орфографии, около 70 процентов стараются это делать, но у них не получается. Используют ли подростки сленг из интернета в живом общении? Около 40 процентов ответили, что делают это очень часто, использует сленг редко примерно половина старшеклассников.

Школа как Брестская крепость

Общаемся с учителем русского языка и литературы Валентиной Скорбач. Валентина Львовна считает, что одной из причин снижения грамотности среди школьников и во всем обществе является то, что сегодня в школу приходят дети «компьютерных детей», дети цифровой эры, тех, кто родился в конце 80-х и в 90-е годы. У них уже другая культура общения, культура речи.

Какой же выход? Как улучшить грамотность детей, привить им уважение и любовь к русскому языку?

- Сегодня мы видим спасение только в школе, на уроках русского языка и литературы, на уроках внеклассного чтения, - говорит Валентина Скорбач. - Все учителя-словесники борются за чистоту русского языка, стараются привить детям любовь к отечественной литературе. Мы постоянно занимаемся разбором и анализом произведений, школьных сочинений, указываем детям на ошибки, общаемся на эту тему с родителями.

Действительно, сегодня школа похожа на одну из твердынь, на Брестскую крепость русской словесности, которая противостоит англоязычному, сленговому натиску. Но сил защитников русского языка, учителей словесности, в этой борьбе явно недостаточно. Похоже, пришло время прийти им на помощь.

Интересно, что думают об этой проблеме наши читатели?

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика