Школа как предчувствие

Светлана МАЛЯВСКАЯ
21.08.2020 12:57
Готовь Саню (Сеню, Маню и т. д.) летом.

    Со станции «Лето – Каникулы» поезд-время неумолимо мчится к станции «Осень - Школа». Кто-то хочет дернуть стоп-кран, но он все равно придет точно по расписанию… Успеть собрать портфель и погладить форму – это еще не все. Как сделать безболезненным вступление в новый учебный год, а для первоклашек в школьную жизнь вообще, мы продолжаем наш разговор с Ольгой Дувалиной, кандидатом психологических наук, доцентом Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

   Начало: Школа как предчувствие

   Первый раз в первый класс

    - Первоклашки – особая категория учеников. Для них не просто открываются двери школы, для них, по сути, открывается новый мир. Как помочь ребенку к нему адаптироваться?

    - Процессу адаптации стоит уделить особое внимание. И родители, и учителя должны быть готовы к тому, что он может проходить у детей по-разному. В своей практике я видела разнообразные случаи адаптации к начальной школе. Одни дети замыкаются в себе: в классе сидят молча, не реагируют на обращения, задания учителя. Такого ребёнка разговорить практически невозможно. Причем в беседе с родителями выясняется, что дома он активный и разговорчивый. Порой такая реакция свидетельствует о психологической незрелости к школьному обучению, так же как и ее противоположность – эмоциональная расторможенность: этих детей невозможно успокоить, они вскакивают на уроке из-за парты, стремятся куда-то пойти, разговаривают с другими детьми, зачастую задирают их, мало того, могут вести себя агрессивно и с учителями.

    Это, конечно, крайности проявления адаптационного периода, и в таких случаях решение о помощи детям принимается совместно с родителями, учителем и школьным психологом. Иногда приходится рекомендовать «дорастить» ребенка, передержать еще год дома, постепенно приучая к школьному обучению, посещать школьные подготовительные курсы. Как правило, к следующему учебному году ребята подходят более зрелыми и адаптационный период проходит благополучно.

    - Что могут сделать родители в первые месяцы первоклашки в школе?

    - Родителям надо понимать, что это очень серьезный этап в жизни детей. Ребенок вступает в новую эпоху. Чтобы он хорошо адаптировался к школе, нужна и адаптация родителей. Им, как и первокласснику, также надо пересмотреть свой график.

    Перейти от беззаботной жизни к школьному распорядку очень помогает расписание дня. Если ребенок не посещал садик, это вдвойне важно. Надо обсудить вместе с ребенком, как все будет происходить: во сколько подъем, завтрак, выполнение домашнего задания и т.д. Можно оформить расписание красочно. Сейчас в продаже много готовых шаблонов с героями сказок, мульт-фильмов. Мелочь, а помогает и ребенку, и родителям перестроиться на новый лад.

    Родителям необходимо понимать, что поначалу кратковременное пребывание ребенка в школе, сокращенные уроки, минимум рекомендаций учителя к подготовке к урокам – это помощь детям в адаптации. Так же, как родители приводили детей в сад сначала на час-два, полдня, а потом малыш уже без страха оставался без мамы.

    Однако часто мамы и папы сами осложняют школьную адаптацию, оставляя детей в школе практически на целый день – в группе продленного дня. Понятно: родители работают, зачастую не из-за их прихоти приходится оставлять там ребенка. Но первокласснику тяжело находиться в школе целый день, не имея возможности отдохнуть, переодеться в домашнюю одежду, заняться любимым делом, да просто поваляться на диване после занятий или поспать после «трудового дня».

    Также хотелось бы затронуть тему уроков - ребенка надо научить делать уроки. Не оставляйте его с ними один на один. Ваш первоклассник только учится их выполнять. Вы для него поддержка, советчик. Кто лучше папы или мамы расскажет и поможет?! Причем здесь важно с самого начала избегать ошибок - не старайтесь все выполнить за ребенка сами, по факту не помогая, не советуясь и обсуждая с ребенком выполнение задания, а делая уроки ЗА ребенка. Я лично видела прописи первоклашек, сданные учителю на проверку, где ровным, красивым взрослым почерком выводились буквы, даже пририсовывались к ним необыкновенной красоты завитки! Конечно, стремления родителей понятны, но тем самым вы оказываете ребенку медвежью услугу.

    Сейчас родители часто задают вопрос: надо ли отдавать первоклассника в секции, чтобы он был постоянно занят? Я отвечаю: «Ребенка не надо перегружать. Да, секция дисциплинирует, но все должно быть в разумных пределах. День первоклассника не стоит забивать занятиями до отказа. Ребенку и так тяжело, он только входит в школьную жизнь со всеми ее правилами и требованиями».

   Идти в науку - терпеть муку?

    - Скажем честно, далеко не все дети с радостью спешат учиться. Большая часть не в восторге от того, что каникулы закончились. Есть те, кто в школу не хочет идти категорически, несмотря на уговоры и угрозы. Как быть с такими настроениями?

    - Если речь идет о первоклассниках или учениках начальной школы, то их надо готовить к 1 сентября заранее. Заинтересованности в обучении, особенно в младшей школе, очень легко добиться – это возможность узнать что-то новое, интересное, увидеться с друзьями-одноклассниками. Очень важно, как мы сами воспринимаем эту перспективу. Ведь бывает, что мама разговаривает по телефону и жалуется подруге или родственнице: « Вот скоро начнется эта школа! Опять эти уроки! Придется с ребенком с утра до ночи сидеть! Задают много!» Ребенок все это слышит и также настраивается - учеба в школе - ТАКОЕ, что ее даже родители боятся! Нам кажется, что дети ничего не слышат, не видят, не обращают внимания. Все они слышат и на все обращают внимание, даже интуитивно чувствуют настрой родителей.

    В младшей школе мотивация к обучению легко контролируема родителями. С подростками сложнее. Возраст сам по себе непростой: и гормональная перестройка, и поиск нравственных смыслов и т.д. На первый план выходит общение со сверстниками, а учеба, как правило, уходит на дальний план. Нежелание подростков идти в школу объяснимо. Но настрой и здесь очень важен. Как родители доносят до ребенка значимость обучения? Надо обсуждать, насколько оно важно как база для дальнейшей учебы, для получения специальности, для реализации себя в какой-либо сфере.

    - Много случаев, когда дело не в учебе как таковой, а во взаимоотношениях, которые в школе не складываются?

    - Здесь без разговора по душам с ребенком не обойтись. Часто это бывают серьезные конфликты: не принимает класс, травят, сложные взаимоотношения с учителями. Ребенок может носить это в себе и родителям такие подробности не рассказывать. Каникулы он отдыхал от этого негатива, а теперь ему снова к нему возвращаться.

    Очень важно разобраться с причиной. Меры обязательно должны приниматься. Я придерживаюсь такой позиции: родители должны быть в курсе всего, что происходит с ребенком в школе. Часто на консультациях сталкиваюсь , когда родители подростка говорят: « Он же уже взрослый! Пусть сам разбирается. Как иначе в жизни он будет разруливать конфликтные ситуации?» Я считаю это в корне неверным. Есть конфликтные ситуации, которые дети самостоятельно решить не в силах. Как правило, они в силу возраста кажутся им тупиковыми. Не оставляйте ребенка один на один с этой проблемой. Надо содействовать и взаимодействовать, тем самым всегда занимая позицию своего ребенка.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика