То взлёт, то падение

Михаил БОНДАРЕВ
18.12.2020 12:32
Международные исследования показывают, что в российской сфере образования ещё много проблем.

    К 2024 году Россия должна войти в десятку ведущих стран по качеству образования. Такие задачи поставлены президентом страны. Конечно же, для достижения этих целей многое делается в рамках реализации нацпроекта «Образование». А участие в различных мониторингах качества образования, в том числе и международных, позволяет понять, в каком направлении двигаться, чтобы улучшить позиции. И если последние результаты исследования TIMSS, в которых приняли участие ученики 4-х и 8-х классов, внушают оптимизм, то данные исследования PISA показывают обратную картину.

maxresdefault.jpg    PISA (Programme for International Student Assessment) - Международная программа оценки образовательных достижений учащихся в возрасте 15 лет по математике, чтению и естествознанию. Главным в оценке считаются не конкретные знания учеников, а их способность реагировать на окружающую реальность, ориентироваться в потоках информации и быстро находить решения в самых разных сферах человеческой деятельности, в социальных и личных отношениях.

   Затратная педагогика?

    Результаты исследования PISA позволя ют сделать вывод, что более половины выпускников основной школы могут использовать приобретенные в школе знания только в самых простых ситуациях. А примерно 20 процентов выпускников 9-го класса не достигают порогового уровня грамотности. По качеству общего образования наши школы уступают десяти странам-лидерам как по числу выпускников, показывающих самые высокие результаты, так и по числу хорошо подготовленных к продолжению образования (в лидирующих странах в среднем таких около 40 процентов). Российская система образования, несмотря на возросшие инвестиции, всё ещё ориентирована на «затратную педагогику». По данным исследования PISA 2018 года, российские ученики тратят на обучение после школы значительно больше времени, чем их сверстники из 37 стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) при меньших затратах на учебные занятия в школе. И еще отмечается, что российские школьники перегружены домашними заданиями.

    Светлана Чубарова, директор средней школы № 17 г. Обнинска:
    - Наш регион планирует участвовать в исследованиях PISA в 2021 году. Сегодня передо мной, как перед руководителем, стоит задача подготовиться к этим исследованиям. Я понимаю, что первое, с чего надо начинать, - это с учителей, которые должны четко понимать формат будущих заданий. Для этого им необходимо по своему предмету включать эти задания в обычные школьные уроки, чтобы дети были готовы к предстоящим испытаниям, чтобы они не вызвали у них психологический стресс.

   Колоссальный опыт

    Недавняя онлайн-программа «Образовательная среда» в группе Министерства просвещения РФ в соцсети ВКонтакте была посвящена участию наших школ в международных исследованиях. Диалог вели специалисты НИУ «Высшая школа экономики», представители Федерального института оценки качества образования (ФИОКО), руководители школ. От нашего региона в обсуждении участвовала директор средней школы № 17 г. Обнинска Светлана Чубарова.

    Участники старались ответить на многие вопросы. Например, в чем важность международных исследований? Надо ли к ним специально готовиться школам, учителям и ученикам? Во-первых, участие России в международных мониторингах позволяет понять, насколько конкурентоспособна российская школа, выявить и сравнить изменения, происходящие в системе образования разных стран. Во-вторых, безусловно, школы приобретают колоссальный опыт, который можно потом использовать в учебной практике. Кстати сказать, наш регион примет участие в международном исследовании PISA-2021. Им может быть охвачено несколько десятков школ области.

     По результатам исследования PISA, Россия по всем трем областям грамотности (математика, чтение, естествознание) занимает места в четвертом десятке из 70 стран. Больше всего снизились результаты по чтению. Почти треть всех школьников не достигли минимума хотя бы по одному из видов грамотности. Неграмотных по всем трем предметным областям стало 12 процентов подростков. 

   На помощь приходит РЭШ

    Что касается подготовки к международным исследованиям, то здесь у специалистов вызывает некоторую тревогу неизвестность формата заданий. Дело в том, что этот формат может отличаться от того, что встречается в отечественной школьной программе, экзаменационных контрольно-измерительных материалах. Прежде всего это касается интерактивных заданий, которые подростки выполняют на компьютере. Хорошо, что это стали учитывать в Министерстве просвещения и Рособрнадзоре. На портале Российской электронной школы (РЭШ) размещен специальный раздел. У каждой школы есть возможность зарегистрироваться и получить материалы, практически аналогичные тем, которые могут быть в заданиях международного исследования. Специалисты отмечают, что в последние месяцы интерес к РЭШ растет. На этот портал заходят все больше и больше учителей. И они могут скачать нужные материалы по основным направлениям подготовки, чтобы это не стало потом неожиданностью для школьников.

    Россия улучшила свои позиции по результатам Международного исследования качества школьного математического и естественно-научного образования (TIMSS). Российские четвероклассники вошли в тройку лидеров по естествознанию, при этом по математике они укрепили позиции нашей страны, заняв шестое место. В 8-х классах по естественно-научной подготовке Россия поднялась на пятое место, а по математике - на шестое. Всего в исследовании TIMSS-2019 приняли участие более 580 тыс. учеников из 64 стран мира. В исследовании участвовали школьники из 49 российских регионов - более 4 тыс. четвероклассников из 200 школ и почти 4 тыс. учеников 8-х классов из 204 школ. Следует отметить, что Россия по всем направлениям исследования TIMSS сохранила и упрочила свои позиции по сравнению с 2015 годом.

Фото из открытых источников.

Поделиться публикацией
То взлёт, то падение
Читайте также
Читать все новости
Яндекс.Метрика